ПОИСК ТУРАО КОМПАНИИДАЙВИНГРЫБАЛКАОБУЧЕНИЕСПРАВОЧНАЯКОНТАКТЫ
Поиск дайв-сафари
Страна:
- выберите -
Дата заезда:
01.01.70
-
01.01.70
Индийский океан
Юго-Восточная Азия
Европа
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания
Африка
Ближний Восток
Дайвинг-флоты
ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Главная Спецпредложения авиакомпаний "Азбука дайвинг-туризма" или "как не испортить отпуск"

"Азбука дайвинг-туризма" или "как не испортить отпуск"


17 апреля 2009

Сладкое слово – отпуск! Оно звучит так редко и так желанно.Скучающая в шкафу снаряга,пересохшие жабры, видения тропических берегов и коралловых рифов,экзотических фруктов и свежевыловленных морепродуктов... Как, независимо от трудозатрат и бюджета, обеспечить себе максимально удачный отдых? Как заручиться гарантиями того, чтобы ваш дайверский отпуск не просто прошел по плану, но и сам план не подвел? Наша статья именно об этом.Анатомия дайвинг-тура.Что же мы, собственно, покупаем?


Что входит в понятие – дайвинг-тур?

Авиаперелет.

Авиарейсы бывают регулярные и чартерные. Чартерные рейсы заказываются туристическими компаниями под выкупленные или зарезервированные места в отелях, поэтому билеты на такие рейсы, как правило,нельзя приобрести в авиакассах или в самой авиакомпании. Известны особенности чартерных рейсов:при более низкой стоимости перелета – частые изменения времени вылета и незамысловатое обслуживание на борту, отсутствие скидок для детей и специальных условий для провоза багажа. Цены и групповая политика остаются на усмотрение туроператора и зависят от многих факторов.Билетами на регулярные рейсы распоряжаются сами авиакомпании.Лоукост-перевозчики – авиакомпании, специализирующиеся на максимально дешевых перелетах, – не предоставляют питание на борту, могут иметь отдельные не очень удобные терминалы прилетов и особые,более жесткие условия по весу багажа, что важно для дайверов. Среди остальных авиакомпаний давно уже развернулась нешуточная борьба за лояльность, а точнее – за любовь потребителя. Металлические столовые приборы и средства гигиены от именитых дизайнеров, изысканные блюда на борту с фирменными коктейлями и дорогие алкогольные напитки,суперсовременные системы развлечений в каждом кресле с широчайшим выбором фильмов, включая новинки, музыкальной библиотекой, играми между сидениями, средствами связи, информационными услугами и даже возможностью изучать в дороге иностранный язык – все это делает совершенно иным уровень комфортности при путешествии эконом-классом. Обращайте внимание на политику по провозу багажа и бонусные программы перевозчиков.На один и тот же рейс, в один и тот же класс билеты продаются по разным тарифам. Вначале, разумеется,раскупаются самые недорогие билеты, поэтому, чем раньше вы забронируете билет, тем больше возможностей сэкономить на перелете. Правда,штрафные санкции при замене или возврате авиабилета тоже варьируются в зависимости от тарифа. Групповой тариф можно запрашивать при группе от 10 человек, хотя сейчас все больше авиакомпаний начинают рассматривать групповые заявки при минимум в 16 пассажиров. Причем,если 9 человек летят эконом-классом, а 7 – бизнес-классом – это, в понимании авиакомпании, группой не является, и билеты должны бронироваться индивидуально.Цена билета может меняться вплоть до момента оплаты и получения и зависит от курса доллара или евро, аэропортовых и топливных сборов.

Паспортный контроль.

Даже если страна безвизовая,а точнее – с облегченным визовым режимом, следует учитывать все нюансы: кому и в каких случаях визу без проблем выдадут по прилете, а кому придется оформлять ее заранее; требования к паспорту (срок действия,наличие или отсутствие виз третьих стран) и имеющимся на руках документам (наличие ваучера или авиабилетов в случае транзита). Оформление виз тоже таит в себе некоторые тонкости. Бывает, даже правильно снять копию с паспорта и заполнить консульскую анкету не всем удается с первого раза. Точную информацию о правилах въезда/выезда из страны, консульских и туристических сборах должна предоставить ваша туристическая компания.

Трансфер.

Групповой или индивидуальный,он означает, что вас кто-то ждет и кто-то встречает в чужой, незнакомой вам стране. Индивидуальные трансферы, разумеется, дороже такси – ведь такси «проезжало мимо»,а встречающая машина ждет вас заранее, будет ждать задерживающийся рейс без дополнительной оплаты,водитель уже знает, куда вас везти и обязательно поможет с багажом.Трансферы бывают и между отелями,и даже – маленькая хитрость – между международным и внутренним терминалами аэропорта. За трансферы, как правило, отвечает принимающая сторона.

Размещение и питание.

Это может быть отель, дайв-курорт,яхта, лодж или апартаменты с любыми видами питания. Маленькие отели и курорты могут не иметь официальной категории и всех возможностей крупных отелей, но быть очень уютными и давать выгодные групповые условия. К сожалению, некоторые моменты зависят исключительно от воли случая: например, номер может быть с одной большой кроватью вместо двух раздельных и, наоборот,группу могут расселить в разных корпусах отеля, а заселения придется ждать до международно-принятых 14:00 часов.

Дайвинг.

Прежде всего, помните, что просто «хорошего» дайвинга не бывает:там, где хорошо любителю макро-фотографии, будет скучно охотникам до океанических рыб; искушенным дайверам может быть тоскливо в неглубоких водах с кораллами и рыбками,в то время как новичкам могут серьезно испортить впечатления сильные течения при прочих прелестях дрифт-дайвов. Поэтому уточняйте,подходит ли дайвинг на этом курорте именно вам.Погружения могут быть включены в стоимость и предоставляться непосредственно при размещении – как часто бывает в случае дайвинг-сафари или проживания в дайв-резорте,так и организовываться и оплачиваться дополнительно. В первом случае особенности местного дайв-центра – отдельный и важный фактор для выбора места размещения.

Экскурсии и дополнительные услуги.

Практически не существует ничего,что нельзя было бы организовать заранее, если это в принципе возможно. Букет из конкретных цветов, корзина с любимыми фруктами. Если вы хотите, чтобы что-то было сделано за вас, готовьтесь доплатить еще порядка 5–10 % от стоимости дополнительной услуги (вас же не удивляет сервисный сбор в ресторане или чаевые официантам, так и в туризме никто не должен делать за вас какие-то вещи бесплатно). На экскурсиях, как правило, цены фиксированные и зависят от того, групповая это или индивидуальная экскурсия, с англо- или русскоговорящим гидом.

Страхование.

Не стоит пренебрегать этим пунктом – денег, потраченных на страховку, всегда жалко, но только не тогда, когда она вдруг пригождается.Страхование может быть медицинским, дайверским, от невыезда, потери багажа. Обратите внимание на то, что считается «страховым случаем» и на наличие франшизы – суммы части убытков, не возвращаемой страховщиком при наступлении страхового случая.

Конструктор.

Основная задача при составлении сложного тура, сочетающего несколько городов, курортов или стран – грамотно сложить все эти составляющие,проработать логистику тура: оптимальные перелеты, последовательность посещений курортов, наиболее удобные и экономичные варианты перемещения между ними, рациональность и комфортабельность маршрутов. Комбинированные туры состоят из множества повторений этих звеньев, и для их грамотной стыковки нужно не только предельное внимание, но также опыт и наработанное мастерство.


У кого можно купить тур.

Самодеятельность.

Один из вариантов, конечно же,вообще не покупать его ни у кого, самостоятельно складывая кусочки путешествия и выкупая каждый из них непосредственно у продавца. Билеты – у авиакомпании или у заказчика рейса, проживание – у отеля, экскурсии – у экскурсионных бюро на месте.Официально это так и называется:«самодеятельный туризм». Как правило, это очень трудоемкий и затратный по времени процесс, если тур непростой. Ведь нужно самому подобрать отели, перебирая сотни отзывов в Интернете и опрашивая знакомых,сравнить цены, связаться с каждым поставщиком, обеспечить предварительную оплату, подобрать маршруты на разных авиакомпаниях, проверить визовую информацию и учесть десяток-другой мелочей, набегающих за каждый индивидуальный тур.Стоит учесть, что отзывы быстро устаревают: сменившийся вдруг менеджмент отеля или кок на яхте могут в мгновение ока изменить характеристику объекта. У туристических же компаний, как правило, под рукой больше информации – за счет больших объемов им легче держать руку на пульсе.Самодеятельный туризм далеко не всегда получается дешевле заказанного: большинство отелей и яхт имеют фиксированную цену для клиента.У турфирм, как правило, эта цена такая же или ниже, поскольку они работают не за наценку, а за вознаграждение – комиссию – от отеля. Если у туристической компании цена выше, то это может свидетельствовать как о ее непрофессионализме, так и о низкой популярности отеля или яхты: проще заманить прямого клиента,чем наладить продолжительное сотрудничество с турфирмами.Будете ли вы уверены в надежности и добросовестности иностранного партнера? Ведь если ожидания оказались неоправданны, и если останетесь недовольны вы – яхта или отель рискует потерять вас и ваших друзей как клиентов и получить нелестный отзыв в Интернете или даже в средствах массовой информации. А вот если на них поступила жалоба туроператору, то недобросовестный партнер рискует потерять поток клиентов от множества агентств.Если вы все-таки планируете составлять тур самостоятельно, приготовьтесь ответить на вопросы, что произойдет, если что-то пойдет не так? Кто подстрахует вас и перестроит тур в случае с задержкой, отменой и переносом рейса, или если авиакомпания задержит ваш багаж?! Кто поможет найти размещение или замену, если ваша яхта сломается? Не многие решаются остаться в незнакомой стране без поддержки, тем более что даже если с вашей стороны языкового барьера нет, то далеко не все местные жители владеют английским.

Туристические компании.

Если вы не готовы разрабатывать свою поездку самостоятельно, ваш путь лежит в одну из туристических компаний. Турфирмы призваны снять с вас заботу обо всех нюансах вашего путешествия. Вам остается озвучить ваши пожелания и «расслабиться и получать удовольствие» – подбирать варианты и думать, как их осуществить, будут другие.Раньше дайв-туры разрабатывались исключительно в дайв-клубах и бережно хранились в тайных запасниках у инструкторов. Душевными клубными вечерами инструкторы рассказывали о прелестях предстоящего вояжа, и члены клуба приносили «отпускные» под честное слово или расписку инструктора. А кто организовывал такие поездки? Часто – сам инструктор, иногда – малоопытный «менеджер по туризму».Были ли застрахованы участники такого тура от накладок, учитывая, что многие туры совершались впервые?Конечно, нет. Часто судьба поездки зависела не только от профессионализма, но и от порядочности инструктора,и в большой мере – от степени его владения английским языком.К счастью для дайверов, эти времена постепенно отходят в прошлое,и дайвинг, становясь все более популярным, выходит из дайв-клубов и расползается по туристическим компаниям. Все больше турфирм профессионально работают с дайв-турами, и на дайверских выставках уже не только клубы пестрят зазывными слоганами «туры по всему миру». Кто может скрываться за этими броскими словами? Давайте разберемся!Ранее турагентская и туроператорская лицензии, красивыми синими бумажками украшавшие стены туристических офисов, приобретались (часто – именно формально) довольно быстро и недорого. Это стимулировало появление фирм-однодневок, которые могли исчезнуть прямо перед выдачей документов накануне Нового года или майских праздников.Но в 2007 году лицензии в туризме отменили, а существенные изменения в законодательной базе резко разделили турбизнес на «творцов» и «продавцов» – на тех, кто создает продукт, и на тех, кто его реализует:на туроператоров и турагентов.

Туроператоры.

Это компании, которые имеют право на формирование турпродукта и на сотрудничество с отелями, авиаком паниями, перевозчиками, экскурсионными бюро и любыми другими иностранными компаниями. Для того чтобы стать туроператором, необходимо застраховать гражданскую ответственность на сумму в 10 миллионов рублей, собрать пакет документов и получить номер в Едином федеральном реестре туроператоров.Крупные или средние туроператоры – держатели блоков мест в отелях и на авиарейсах, как правило, не работают с дайв-турами. Их специализация – быстрое и эффективное изготовление простого продукта в виде «перелет – трансфер – отель – страховка», и именно они – поставщики недорогих «пакетных» туров. Эти компании, как правило, не работают с клиентами напрямую – вам будет необходимо обратиться в одно из авторизованных турагентств. Кстати, отметим, что говоря «крупный туроператор» для отечественного туризма, мы имеем в виду компанию с оборотом примерно от полумиллиона долларов в день (порядка 180 миллионов долларов в год). Средняя – около 50 миллионов. Российским туристическим дайвинг-компаниям пока далеко до таких цифр.Небольшой специализированный туроператор может не иметь ни выкупленных заранее мест на рейс,ни номеров в отелях. Это компании,которые, подобно частным ателье, делают туры на заказ. На сегодня в России порядка 15 туроператоров, специализирующихся на дайвинг-туризме. Такие туры можно купить как у туроператора напрямую,так и обратившись в любое турагентство города – цены останутся неизменными. Операторские компании,дающие большие скидки прямым туристам, нарушают профессиональную этику и должны вызывать обоснованное подозрение.

Турагент.

По современному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», турагент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который осуществляет деятельность по продвижению и реализации туристского продукта. От турагента зависит качество консультации, профессионализм в выборе туроператора и подборе предложения по соотношению цена-качество, а вот качество самого турпродукта зависит от туроператора.Хороший турагент знает сильные и слабые стороны туроператоров и знает, за каким продуктом к кому обращаться.Агент обязан предоставить вам самые подробные сведения о планируемом вами путешествии. Стоит заглянуть в «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»,и окажется, что чего только ни должен вам рассказать ваш менеджер по туризму! В частности, турагент обязан сообщить вам и внести в договор название туроператора и сведения о его финансовом обеспечении. Особо отметим, что продавать туры, сформированные иностранными туроператорами без финансовых гарантий, нельзя – турагент может работать только с российскими компаниями.Грамотный менеджер, прежде чем предложить вам варианты поездки,должен поинтересоваться вашими пожеланиями. Задумайтесь, почему менеджер предлагает вам именно этот тур? Потому что он действительно отвечает вашим потребностям в отдыхе, или потому что менеджер больше ничего не знает, или просто ему надо продать этот тур? Чем он обосновывает свое предложение? Должны настораживать общие привлекательные слова «рай для дайверов», «роскошный отдых», «профессионалы своего дела». Это красивые, но пустые слова. А что конкретно знает менеджер о направлении? Что подразумевает под словами «хороший дайвинг»?Кстати, немаловажный вопрос – вопрос о скидках в туризме. Врачам и юристам принято оплачивать консультацию – эти люди делятся с вами своими знаниями и временем.Но к туризму в России пока почему-то отношение совсем другое. Туроператоры работают с разными поставщиками, отбирая продукт, получают прайс-листы, рассчитывают цены,комбинируя отели, трансферы, страховку. Турагенты изучают продукт и тратят время на консультации и подбор продукта, а это пока бесплатная привилегия, хотя трудозатраты сопоставимы, и в случае, если турне куплен – это напрасно потраченные труд и время.Имейте в виду, что популярные 5 % в туризме – это не просто мелкая скидка за «просто так». Чаще всего – это ровно половина всей комиссии!А вы действительно облегчили задачу своему турагенту в два раза? С вами было в два раза быстрее и удобнее работать? И вы, выпрашивая скидку,задумываетесь о том, будет ли менеджер образован? Успеет ли сходить на семинар к туроператору, сможет ли фирма ему оплатить рекламный тур,чтобы на вечный вопрос «а вы там были?» радостно ответить утвердительно? Профессиональные компании умеют ценить свой труд, а вот если фирма легко разбрасывается скидками, то имеет смысл поинтересоваться, почему, и вспомнить, что «бесплатный сыр только в мышеловке».

Дайв-клуб.

Групповые клубные поездки – это весело и очень удобно. Хороший инструктор всегда организует вокруг себя замечательную компанию и обеспечит беззаботное времяпрепровождение: решит организационные вопросы с принимающей стороной, распорядится ваучерами и документами, всегда знает, что, когда, где и как, поможет со снаряжением, будет присматривать во время погружения, позаботится о досуге и комфортной атмосфере, снимет языковые проблемы.

Такие поездки, безусловно, дороже аналогичных индивидуальных туров – и должны быть таковыми. Ведь если вы хотите, чтобы вашу группу сопровождал инструктор (дайв-лидер),то вы должны понимать, что при всех специальных условиях для инструктора, в стоимость вашей поездки закладывается его перелет, трансфер и размещение. Не говоря уж о том,что почти круглосуточная забота о комфорте каждого члена группы – это серьезная работа, которая должна быть оплачена.Помимо этого, клубная поездка – ответственная и довольно рисковая работа! Составляя тур на определенное количество человек, бронируя авиабилеты, заблаговременно фрахтуя яхту, клуб берет на себя финансовые риски. Могут измениться аэропортовые сборы, может не набраться достаточное количество человек для окупаемости яхты – ни один уважающий себя клуб не поднимает стоимость поездки для клиентов. Бывает, инструкторы доплачивают из своего кармана, обеспечивая вам при этом хороший отдых и отличную атмосферу на борту.Сейчас дайв-клубы понимают, что организовывать сложные и интересные туры самостоятельно – тяжело,а держать в штате квалифицированного специалиста – невыгодно. Крупные дайв-клубы, у которых туризм всегда был одной из приоритетных составляющих, создают при себе турагентства или получают операторские полномочия. На сегодня только десяток дайв-клубов в России получили статус туроператора. Менее крупные клубы, или клубы с акцентом, скажем,на технический дайвинг, все спокойнее и увереннее доверяют организацию своих клубных выездов профессиональным туркомпаниям.Если вы собираетесь в такую поездку, поинтересуйтесь, выступает ли ваш дайв-клуб туроператором или турагентом, и кто является действительным организатором вашей поездки. Если клуб по-прежнему самостоятельно формирует туры, не имея статуса туроператора, то такой туризм будет приравниваться к самодеятельному, то есть формально на инструкторе будет точно такая же ответственность за тур, как и на вас, и, в случае неурядиц, разбираться придется исключительно «по понятиям». Важно знать, какова квалификация и ответственность человека, организующего поездку, и даже обычный договор будет крайне полезен не только вам,но и организаторам тура. Например,обе стороны должны заблаговременно договориться, что будет, если вы решите отменить свою поездку.Проверить номер и полномочия вашего туроператора можно на официальном сайте Федерального агентства по туризму РФ (www.russiatourism.ru) в разделе «Единый федеральный реестр».

Ответственность

Неважно, у кого вы приобретали тур, бывают ситуации, которые не зависят ни от туроператора, ни от вашего инструктора – в туризме настолько велика роль человеческого фактора,что даже говорят, что это единственная отрасль, в которой ты ни за что неможешь отвечать, но за все несешь ответственность. Например, по жалобе, что во время экскурсии был пропущен оплаченный обед, во всей цепочке «агент – туроператор – принимающая компания – транспортная компания» виноватым оказался наемный русскоязычный гид, который не заметил строчку в маршрутном листе.Всегда, если что-то идет не так, перед тем, как делать какие-либо выводы и рубить с плеча, спокойно свяжитесь с представителями принимающей стороны или вашей турфирмы. Очень часто многие вопросы решаются одним звонком, если турфирма своевременно поставлена в известность, а не имеет претензию две недели спустя,когда уже ничего нельзя поделать.


Кризис и законодательство

Нельзя не затронуть такую животрепещущую тему, как мировой финансовый кризис. Чем он чреват для индустрии дайв-туров?Кризис, прежде всего, сказывается на самой дорогой составляющей тура – на авиаперелетах. Туроператоры, чтобы минимизировать риски и не пострадать от падения спроса,отказываются от большой части чартерных рейсов – основных поставщиков горящих путевок, поэтому милой сердцу халявы будет становиться все меньше.В связи с общим снижением спроса менее популярные объекты размещения – отели и яхты – будут снижать цены, в то время как популярные, наоборот, повышать их в целях увеличения рентабельности при меньшей загрузке.Скорее всего, сократится количество клубных поездок – клубам будет несколько сложнее собрать нужное количество человек в одном месте и в одно время, но зато клубы смогут уделить больше внимания индивидуальным турам. Может несколько сдать назад и география клубных выездов среднего бюджета: те, кто планировал клубный выезд на Мальдивы или в Малайзию вполне могут перенести поездку, например, в менее дорогие Филиппины, а то и в родное Красноморье. Вполне вероятно, возрастет спрос на непопулярные на российском рынке яхты класса 3 и 4 звезды. А вот те, кто собирался исследовать Фиджи, Галапагосы и прочие дорогостоящие направления, скорее всего, не откажутся от своих планов.В результате не исключены как вынужденные, так и намеренные проблемы с исполнением своих обязательств со стороны клубов и турфирм,а также появление недобросовестных компаний.Помимо кризиса, на туристический бизнес сильно повлияет изменение в законодательстве. Специалисты изначально озвучивали, что существующие гарантии в 10 миллионов рублей – сумма, избыточная для небольших (особенно, региональных) компаний, и в то же время – капля в море для крупных. Тем не менее, правительство игнорировало сей факт до краха среднего туроператора «Детур», когда стало очевидным,что суммы гарантий не хватает для выплаты компенсаций всем пострадавшим. И в настоящий момент депутатами обсуждается принятие поправок к «Закону о туризме», где будет увеличена сумма за страхование гражданской ответственности для туроператоров.Небольшие компании имеют меньше рисков, так как не выкупают блоки мест в отелях и на авиарейсах.Маленькие компании внимательнее относятся к клиентам, поскольку «сарафанное радио» имеет для них большое значение. И если размер финансовых гарантий увеличат для всех участников рынка, то пострадают,прежде всего, именно они. Ведь уже сейчас за право работать туроператором нужно выплачивать от 97 000 рублей ежегодно. Увеличение финансовых гарантий может привести не только к удорожанию туров,но и к уходу «в тень» многих небольших компаний – своеобразное возвращение к истокам.

Крупным компаниям выгоден уход небольших и средних игроков с рынка. Так они избавятся не только от более внимательных к клиенту конкурентов, имеющих возможность предложить индивидуальное обслуживание, но и получат возможность эффективно регулировать цены, стимулируя спрос снижением цен на низкие даты, но перекрывая убытки их резким повышением в высокий сезон: на Новый год, школьные каникулы, майские праздники. Для дайверов это плохо еще и потому, что «заточенные» под пакетные групповые туры компании просто не имеют ни достаточно квалифицированных сотрудников для работы со сложными и комбинированными дайв-турами, ни соответствующих поставщиков. Более того, у крупных туроператоров групповые условия жестче, и они не дают комиссии физическим лицам, поэтому инструкторам придется бронировать клубные поездки только через дополнительное звено в лице турагентства.Кстати, и это самое парадоксальное, текущая и рассматриваемая редакции Закона не защитят туристов от краха туристического агентства.Ведь в ситуации, когда агентство приняло деньги, но не передало их туроператору, туроператор не несет ответственность за туриста.А турагентством ныне может выступить любая компания – даже прачечная – имея в своем уставе соответствующую запись.
Удачного дайвинга!

Надеюсь, эта статья помогла повысить вашу туристическую грамотность. Помните, как в обучении дайвингу, главное – не название клуба не система обучения, главное – персональная квалификация и личные качества человека. Какой бы путь к вашему отдыху вы ни выбрали, главное, чтобы отпуск всегда приносил только положительные эмоции, путешествия оставляли позитивные воспоминания, а приключения, если таковые встретятся вам в пути, делали бы жизнь ярче и насыщеннее.

 

Генеральный директор
туроператора «Экзотик Тайм»
Специально для
«Предельной глубины»

 



Поиск по сайту