Слово редакции: В прошлых «Тонкостях» мы познакомили вас с основами дайвинга как туристического продукта. Теперь — погружаемся глубже! К вам пришёл клиент.
ЗАЧЕМ БРОНИРОВАТЬ ДАЙВИНГ В АГЕНТСТВЕ?
Если, казалось бы, можно просто прийти в ближайший к отелю дайвинг-центр и там погрузиться? Ответ очень прост.
Во-первых, при таком непритязательном выборе дайвинг-центра «на месте» высок риск оказаться в клубе с невысокими стандартами качества, низкой квалификацией инструкторов, небрежно подобранными группами, плохой организацией, старым, нерегулярно обслуживаемым оборудованием и так далее. А ведь это не просто негативно влияет на качество и удовольствие от погружений, но и ставит под угрозу их безопасность! Туроператоры же, как правило, работают с надёжными и хорошо зарекомендовавшими себя дайвинг-центрами, которые действительно заботятся о качественном и безопасном отдыхе туристов.
Во-вторых, туристу не придётся самому искать дайвинг-центр и договариваться обо всём самостоятельно, тем более, что в высокий сезон хороший центр может оказаться «на стопе» и, даже если дополнительное место в нём изыщут, велик шанс получить не самый «свежий» и не самый подходящий по размеру костюм. Если же клиент позаботился о своём дайвинге заранее, то в оговоренные день и время его уже будут ждать на «ресепшн» отеля, а в дайвинг-центре для него будет приготовлен подходящий комплект снаряжения.
В-третьих, у туриста будет возможность спланировать свой дайвинг заранее, и ему не нужно будет тратить время на неинтересные для него дайв-сайты (места погружений).
Ну и, в-четвёртых, при заблаговременном бронировании можно запросить русскоговорящего инструктора или дайвинг-гида, что окончательно снимет языковой барьер.
Итак, предварительное бронирование для дайвера удобно и выгодно. А зачем это агентству? Оказывается, это неплохой источник нелишнего дополнительного дохода: бронирование дайвинга не отнимет много времени, а прибыли может принести столько же, сколько недорогой тур в Египет! Важно отметить, что при всех вышеуказанных преимуществах и даже с учётом агентской комиссии цены на дайвинг при его заблаговременном бронировании не окажутся выше цен, предлагаемых дайвинг-центром на месте.
Тонкости:
К вопросу о новых словах в русском языке: ни в коем случае не следует говорить клиенту, что он — «дайвингист», который «дайвингует». Этим его можно насмешить или обидеть, но никак не убедить в своём агентском профессионализме. На самом деле он «дайвер», который «погружается».
А ЕСЛИ КЛИЕНТ ЕЩЁ НЕ ДАЙВЕР?
Было бы желание, а в остальном вы можете ему помочь. Напомню, что мы рекомендовали начать курс обучения в родном городе дайвера, а продолжить его… да где угодно! Как же происходит этот процесс?
Прежде всего, будущему подводнику необходимо определиться с системой обучения (краткий обзор наиболее известных в России систем мы приводили в предыдущем номере). Конечно, можно провести денёк-другой в интернете, ознакомиться с особенностями каждой из них, но если клиент перекладывает ответственность за выбор на вас, то, как беспроигрышный вариант, вы можете предложить ему PADI — самую популярную и распространённую на данный момент систему. Более 70% дайверов в США и 55% дайверов по всему миру обучено и сертифицировано именно PADI.
Тонкости:
Если у вашего клиента не очень хорошее зрение, предложите ему приобрести маску с диоптриями в любом профильном магазине. Это удовольствие давно уже перестало быть роскошью, и будет стоить в пределах 100 USD.
Первый курс обучения в PADI называется Open Water Diver («дайвер на открытой воде»). У многих других начальная стадия звучит аналогично, и только у европейской CMAS она называется «одна звезда».
Для того чтобы получить заветный сертификат, начинающему аквалангисту придётся прослушать четыре теоретических лекции, четыре-пять занятий попрактиковаться в бассейне и обязательно пройти четыре практических занятия на «открытой воде». Только такая система гарантирует качество обучения, а значит, спокойствие и уверенность новичка в своих силах во время первых погружений.
Тонкости:
«Открытая вода» — можно сказать, профессиональный термин, обозначающий естественный водоём: пруд, озеро, реку, море, океан и даже водохранилище, если оно, конечно, не целиком упаковано в бетон.
Уже давно хитроумные клиенты и не менее хитроумные инструкторы в целях экономии времени и средств договариваются о получении сертификата без «открытой воды». Конечно, на территории России такой способ кажется гораздо более удобным, не говоря уж об экономии… Только вот недостатков у него гораздо больше, чем преимуществ. Во-первых, обучающийся получает в принципе меньше практики и инструкторского внимания. Во-вторых, погружение на кафельное дно бассейна сильно отличается от погружения в естественный водоём, где нет чувства «кафельной» безопасности, вода может не быть столь прозрачной и спокойной, где присутствует множество отвлекающих факторов вроде ярких кораллов и снующих в воде красочных рыб. Поэтому поведение человека, первый раз погружающегося на «открытой воде», непредсказуемо, и такой «чайник» опытному глазу всегда заметен. Дайвинг-гид за рубежом не будет нянчиться с незадачливым хитрецом и, в лучшем случае, просто не возьмёт его на интересное погружение, чтобы не подвергать свою карьеру ненужному риску. Кстати, это же касается и «очень опытных» дайверов, ненароком «потерявших» свой сертификат. Порекомендуйте такому клиенту непременно восстановить карточку, потому что в противном случае, даже если он действительно опытный дайвер, его могут попросту не взять на погружения. В самом деле, ведь не станет же он, к примеру, объяснять сотруднику ГИБДД, что потерял водительские права и хочет ездить «так»!
Итак, если ваш клиент определился с системой обучения, пора выбирать тур для завершения курса.
ЧТО МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ?
Дайвинг-туры можно разделить на два основных типа: «дэйли-дайвинг» и «дайв-сафари».
«Дайв-сафари» лучше предлагать уже опытным дайверам, не боящимся морской болезни и готовым променять экскурсии и шопинг на редкие места для погружений и компанию единомышленников. По сути, «дайв-сафари» — это морской круиз с двумя-четырьмя погружениями в день. Поскольку необходимости каждый вечер возвращаться на берег нет, «сафари» делают доступными далёкие и интересные дайв-сайты, где, помимо всего прочего, подводный мир гораздо в меньшей степени «испорчен» туристами.
Жёсткого «табеля о рангах» у судов нет, но условно их можно квалифицировать по аналогии с отелями: 3*, 4*, 5* и VIP-класс. Главное, чтобы в каюте было кондиционирование и, желательно, душ и туалет, остальное — из области личных пожеланий клиента.
Основной минус «дайв-сафари» — это то, что при проживании на судне не так остро ощущается колорит страны, хотя национальными забавами и кухней пассажиров обязательно порадуют. Продолжительность такого круиза может варьироваться от 3 до 13 ночей.
«Дэйли-дайвинг» больше подходит начинающим дайверам и группам, в которых погружается только часть человек. Утром за дайвером заедут в отель и отвезут либо в дайвинг-центр, либо сразу на пристань, оттуда уже на катере или небольшом судне доставят к запланированному дайв-сайту. После первого погружения дайвера ждёт лёгкий обед на борту, потом второе погружение, и уже вечером — возвращение на берег. При желании есть возможность погружаться три раза в день.
Если отдыхающих двое, а погружается из них только один, то второму можно предложить тоже прогуляться на катере, понаблюдать за процессом и поплавать в своё удовольствие с маской и трубкой. Преимущества «дэйли-дайвинга» налицо: полноценный пляжный отдых, и, если вдруг нездоровится, можно перенести день погружений без потерь для настроения и кошелька. Основной же минус этого способа погружений заключается в том, что близкие к берегу дайв-сайты повидали не одно поколение туристов, и потому их состояние нередко оставляет желать лучшего.
Тонкости:
Как правило, в стоимость «дэйли-дайвинга» входит трансфер отель — дайвинг-центр — отель, но в Гоа и на Кубе это не так. Зато в Гоа в стоимость включена аренда полного комплекта снаряжения, что тоже нехарактерно.
Дайверам любой квалификации и группам любого состава прекрасно подходят комбинированные туры. Например, неделя пляжного отдыха на Варадеро и неделя «дайв-сафари» по Садам Королевы. Получается, «и волки сыты» — отличный дайвинг вышел, и «овцы целы» — туристы посмотрели страну. Или, например, пара дней для экскурсий и шопинга в Куала-Лумпуре, затем 4-6 дней незабываемого дайвинга на островах Сипадан, Мабул и Капалаи, а «на сладкое» — 4-7 дней пляжного отдыха с экскурсиями в Кота-Кинабалу. Несмотря на обилие внутренних авиаперелётов или переездов, такие поездки становятся просто незабываемыми: скорее всего, турист вернётся с сияющими глазами и снятым под водой фильмом с самим собой в главной роли… Возможности для самовыражения здесь ограничены только бюджетом клиента и вашей и его фантазией.
Последнее ограничение при выборе страны — это сезон. Туроператор посоветует, куда сейчас лучше не ехать, а где — самое время для дайвинга. Как правило, сезон дождей как раз и является неподходящим для дайвинга, поэтому особых сложностей при подборе страны не возникает.
Определились? Отправляем заявку оператору! Только не забудьте указать в комментариях желаемое количество погружений или курс обучения.
НЕМНОГО ЛИРИКИ: ЧТО ЖДЁТ ВАШЕГО ДАЙВЕРА?
В Малайзии его ждёт знаменитый на весь мир остров Сипадан. Около сорока лет назад сам Жак-Ив Кусто сказал, что увидел под водой практически всю планету и ещё нигде не встречал такого девственного и изобилующего красотами места. С тех пор, чтобы проверить эти слова на личном опыте, сюда съезжаются дайверы со всего света. Подводный Сипадан — это коралловая стена, уходящая в бездну на глубину более 600 метров , загадочная подводная пещера со скелетами черепах, серебряные вихри барракуд и яркие стайки тропических рыбок.
Вокруг Сипадана часто возникает путаница: дело в том, что остров с 1 января 2005 года закрыт для проживания, как заповедник. Размещать туристов можно на двух соседних островах: Мабуле и Капалаи, находящихся в 15 минутах морской прогулки на катере. Как клиентов, так и турагентов вводят в заблуждение названия отелей, все как одно включающие в себя имя своего знаменитого соседа. Всё дело в том, что, например, остров Мабул, отличающийся прекрасными возможностями для сноркелинга и интересного дайвинга, тем не менее, не приобрёл такой известности, как Сипадан. Вот местные хотельеры и пытаются всеми силами привлечь внимание туристов, жаждущих посетить эту дайверскую Мекку. Погружаться на Сипадане можно круглогодично. Если ваш клиент — дайвер со стажем, не забудьте предложить ему курс Cave Diver («дайвер в пещерах»).
Минусом Сипадана можно считать необходимость внутренних перелётов.
В Коста-Рике это, прежде всего, сафари на знаменитый остров Кокос. Когда-то известность этому самому большому необитаемому острову в мире принесли пираты. Теперь вместо них трудятся дайверы. Доступ в морской заповедник имеют всего три корабля, и его девственный подводный мир поразительно богат. Однако здесь не найти изобилия красочных губок и кораллов — вместо них дайвера ждут величественные скалистые ландшафты и крупные океанические рыбы, в частности — акулы всех пород и мастей. Тут можно подружиться со стаей безобидных для человека акул-молотов, понаблюдать с безопасного расстояния за кормлением небольших белопёрых акул, почувствовать себя настоящим человеком-амфибией, проплывая под скалистой аркой со стаей рыб и разбудить в себе азарт кладоискателя, обнаружив на дне старинную монету рядом с останками древнего испанского галеона. Минусы: дальний перелёт, высокая стоимость.
Вероника Бирман
Эксперт по дайвинг-туризму
Для справочника «Тонкости Продаж»