ПОИСК ТУРАО КОМПАНИИДАЙВИНГРЫБАЛКАОБУЧЕНИЕКОНТАКТЫ
Поиск дайв-сафари
Страна:
- выберите -
Дата заезда:
01.01.70
-
01.01.70
Индийский океан
Юго-Восточная Азия
Европа
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания
Африка
Ближний Восток
Дайвинг-флоты
ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Главная Статьи Дайвинг без лирики. Часть 14: Остров настроения Сипадан

Дайвинг без лирики. Часть 14: Остров настроения Сипадан


Перед любым, даже самым кратковременным путешествием, полезно проверить свои географические познания. Скажем, найти на карте мира, которая висит в каждом приличном российском офисе, такую страну, как Малайзия. Недурно, доложу вам, устроилась: в самом центре Юго-Восточной Азии. Южно-Китайское море деликатно разрезает страну на две почти равные дольки: материковую Западную и Восточную Малайзию в Северо-западной части острова Борнео.

Официальный язык в стране малайский, на нем местные жители обычно хвастаются своим безупречным английским. В денежном обращении - малазийские ринггиты. И хотя доллар США равен целым 3,1 ринггитам, местному населению он почему-то нравится гораздо больше.

Главная достопримечательность Куала-Лумпура - башни близнецы, одна из самых высоких построек мира. В нижней части башен находятся супермаркеты и рестораны, в верхней - многочисленные офисы. Большая часть законопослушных туристов под бдительным присмотром своих официальных половинок вечерами тоскливо прогуливается именно здесь. Впрочем, главная цель нашего с вами путешествия все еще впереди. Ранний утренний перелет в город Тавау, оттуда - часовой переезд в порт Семпорна и час на катере в сторону желанного для всех платежеспособных аквалангистов острова Сипадан, затерявшегося в водах моря Сулавеси.

Сипадан - единственный вулканической остров в Малайзии, который на 600 метров возвышается над уровнем моря, а его подводное царство таит несметные богатства. Еще Сипадан называют Островом черепах. Без кавычек. Просто - Остров черепах! Именно здесь гнездятся большие зеленые черепахи, которые откладывают яйца прямо на песчаном берегу. Не увидеть в ходе погружения вблизи острова хотя бы 10-15 черепах означает только одно из двух: вы или крайне рассеяны или не по годам близоруки. Вот уж кто этим точно не страдал, так это знаменитый режиссер документального кино Жак-Ив Кусто. Снятый им фильм о Сипадане принес острову не только мировую славу, но и вселенские неприятности. Сразу после демонстрации ленты на остров потянулись огромные толпы туристов, желающих сфотографироваться в лучшем случае на фоне, а в худшем - на самой многострадальной черепахе. Худшем, разумеется, для самой черепахи. На острове, ширина которого не превышала 200 метров, было открыто сразу 5 гостиниц. Ежедневно на рифы Сипадана погружались сотни начинающих дайверов, которые, не обладая соответствующими навыками, хватали руками все, что встречалось им на пути. В одном случае - сопротивляясь течению, в другом - чтобы лично добыть сувенир в виде куска коралла, морской звезды или раковины.

Подводной анархии смог воспрепятствовать лишь фонд ЮНЕСКО. Уважаемая организация взяла уникальный национальный морской и природный парк Малайзии под свою охрану. Очнувшееся правительство ввело жесткие ограничения на проживание (с 2005 года на самом Сипадане проживание вообще запрещено) и дайвинг в окрестностях острова. Теперь одновременно погружаться под воду в его акватории могут не более 120 человек в день, которых привозят туда на лодках с мощными моторами - то есть примерно 10 % от «производственных возможностей» соседних с островом отелей.

Размещаются дайверы на соседних островах Мабул или Капалай, где расположено 5 отелей, а также переделанная под отель нефтяная буровая платформа. Девиз одного из них звучит предельно доходчиво: «У нас нет телевизоров, нет телефонов, нет интернета - только дайвинг!» (Исследуя этот бравый слоган, приходишь к выводу, что за исключением дайвинга, многие населенные пункты российской провинции вполне могут похвастаться схожестью с курортом мирового уровня.) 35 домиков-шале и соединяющие их дорожки построены над водой в национальном стиле и украшены живыми цветами. Кстати, выполнен местный отельный фонд из «железного дерева» - исключительно прочного и устойчивого к воздействию океана. У каждого шале есть веранда, откуда можно подглядывать за проплывающими мимо морскими черепахами, которые время от времени поднимаются на поверхность, чтобы глотнуть свежего воздуха и посмотреть на гостей заведения. Все домики очень просторные и оснащены всеми нкобходимыми достижениями цивилизованного мира: холодильником с колой, феном и душем с горячей водой. Пара шале оборудована специальной, закрытой от завистливых взглядов верандой, на которой расположена гигантская джакузи, где можно, не чувствуя неловкости от социального неравенства, наслаждаться морскими пейзажами в булькающей среде (или, по крайней мере, охлаждать там спиртные напитки).

В двухстах метрах от домиков находится деревушка, в которой живут рыбаки и персонал отелей. Деревушка очень бедная: вдоль берега раскиданы дома, единственным достоинством которых является вид из окна. Так как никаких других достопримечательностей, кроме дайвинга, тут нет, туристы по вечерам посещают деревушку, что для местных жителей является источником дополнительного дохода. Основным бизнесом является попрошайничество: достаточно выгодно и не требует стартовых вложений. Чтобы хоть как-то разнообразить наше вечернее времяпрепровождение на острове, мне удалось договориться с местным старостой о концерте для нашей группы силами звезд деревенской самодеятельности. Новоявленный продюсер, бережно уложив стодолларовую купюру за щеку, попросил дать ему минут двадцать на кастинг, сбор труппы, репетиции и оформление сцены, затем велел не переживать и приходить попозже. Когда через означенное время наша команда явилась на центральную площадь, сменив там внезапно опорожнившуюся корову, нам было представлено увлекательное шоу под условным названием «Танцы под звездами юных малайских дев». Девушки предынфарктного возраста, в одной из которых явно угадывался организатор концерта, кружились вокруг своей оси, вырисовывая большим пальцем правой ноги окружности, что считается в тамошних местах высшим артистическим мастерством.

От Мабула до Сипадана приблизительно 25-30 минут на лодке. Кстати, вокруг Мабула тоже есть дайв-сайты: может, они и не такие интересные, как возле Сипадана, но и там есть свои прелести, например разнообразная макро-жизнь. Для непосвященных поясню, макро-жизнь - это то, что можно рассмотреть лишь касаясь носом (строго говоря, это микро-жизнь, однако Сергей прав: термин прижился именно такой, очевидно, по аналогии с макросъемкой - прим. ред.) Мистер Холмс, вооружившись своей любимой лупой, любил после завтрака изучать макро-жизнь на подошвах ботинок, окурках и прочих неизменных атрибутах представителей лондонского дна. (Именно дна! Какая изящная аналогия для непосвященных!) Впрочем, мы отвлеклись. Среди фотографов - любителей макросъемки дайв-сайты Мабула славятся обилием мелкой живности и отсутствием течения, что способствует созданию качественных кадров.

Инструктаж по предстоящему погружению настолько специфичен, что заставляет буквально всматриваться в пылинки. Зрение у местного гида, похоже, лучше, чем у макролинзы. Найдя что-то интересное, он сразу сигналом подзывает всех остальных. И даже подплыв вплотную к нему, не все могут разобрать, кого же он хочет продемонстрировать на этот раз. С помощью специальной указки он аккуратно ворошит песок, и все, наконец, замечают ярко раскрашенную рыбку-трубу и водянисто-прозрачную креветку, каждая из них - не более сантиметра в длину. Икринки кальмаров служат домиками для крабов, которые кажутся не более, чем темными линиями, нарисованными на белых листах. Внутри листьев плавает шестисантиметровая рыбка-ангел ослепительно голубого цвета с рисунками в виде кругов. А совсем рядом находится морская мышь. Нелепый персонаж мультфильмов для взрослых, она напоминает шарик для игр с яркими оранжевыми и красными отметинами на белоснежном туловище. Рыбка-лист темно-золотистого цвета с вкраплением белых и красно-коричневых оттенков плавно колышется на волне, притворяясь опавшим листом, тем самым оправдывая свое название. А огромное число бумажных рыбок, каждая из которых отличается цветом от себе подобных, а ленточные угри, а каракатицы?

Да, фотографам всякой мелочи здесь будет безумно интересно. Ну а более взыскательную публику все эти замечательные коралловые рифы с их редчайшими морскими обитателями не остановят от движения вперед. Мабул для них - всего лишь первая ступень, с которой можно попасть к заветной цели любого уважающего себя дайвера - знаменитому мировому заповеднику острову Сипадан.

Условия для комфортных погружений в районе Сипадана - практически круглый год. Даже в период уменьшения видимости погружения не менее интересны и популярны. С мая по сентябрь море становится менее спокойным, возможны штормовые ветра, понижение видимости. В июле-августе - довольно сильные дожди. А вот в ноябре-январе - самый неудачный период, особенно в восточной части острова.

Погружения на Сипадане - это классика жанра. Множество видов акул встречается во время каждого погружения. Стаи, одиночки, плывущие или отдыхающие на дне, они до обидного быстро превратились во что-то привычное. Черепахи, манты, скаты, мурены, дельфины... все эти представители подводной интеллигенции проплывали мимо, внимательно рассматривая наши причудливые формы и яркие цвета костюмов.

Чтобы не быть голословным и доказать свою кристальную честность, перечислю наиболее значимые места для погружений близ легендарного острова Сипадан:

South Point
Глубина более 40 м, видимость около 30 м. Риф. Отвесная стена. Течение может быть сильным.

Staghorn Crest
Глубина достигает 40 м, видимость в погожие дни достигает 30 м.
Места для опытных дайверов. Самые лучшие погружения - в утренние часы, когда встреча с рыбой-молотом наиболее вероятна. Большое количество лисьих и рифовых акул.

Barracuda Point
Глубина около 60 м, видимость более 30 м.

The Drop Off
Глубина до 40 м, видимость около 30 м. Течения преимущественно сильные, могут быть даже вертикальными, особенно в северной части рифа.
Гигантские отряды барракуд двигаются по какой-то запутанной траектории, меняя направление в считанные доли секунды. Они то заводят огромные хороводы, то устремляются наверх подобно развернутой пружине. Разлетаются в разные стороны, затем, словно по команде, снова объединяются в единую стаю. Кроме барракуд, здесь можно встретить множество черепах, рифовых акул и прочую экзотическую живность.

Turtle Patch
Глубина около 30 м, видимость более 15 м. Течение практически отсутствует. Рекомендуется погружаться только опытным дайверам в сопровождении дайв-гидов.
Одна из самых популярных дайвинг-достопримечательностей Сипадана - подводные пещеры. Некоторые из них стали своеобразным кладбищем для черепах и даже дельфинов: внутри находятся множество скелетов этих животных. Долгое время существовала красивая легенда, согласной которой старые черепахи специально заплывали в эти лабиринты на заслуженный отдых, чтобы спокойно осмыслить прожитые года и не раздражать ближайших родственников скрипом панциря. Но скептики высказали другое предположение: животные, заплывая в пещеры, теряются и просто не могут пережить свое безвыходное положение! А поскольку в каждой такой пещере несколько входов, серия внутренних залов и множество узких тоннелей, позиция зануд кажется убедительнее.

White Tip Avenue
Глубина в среднем до 40 м, видимость достигает 30 м.
Здесь можно повстречать стаи барракуд, скатов манта, орляков, шишколобых попугаев, различные виды мурен, несколько видов акул (включая китовую), рыбу-луну или рыбу-солнце. Это перечисление я привел для тех, кто любит в нашем деле «подводную гастрономию».

Mid Reef
Глубина доходит до 40 м, видимость до 30 м. Течения в основном достаточно сильные.
А это чудесное место, напротив - для художников: здесь коралловые рифы, коралловые сады, стенки, расщелины и гроты.

Когда наша команда уже расселась в катере, надежно вцепившись в багаж, на пристань пришли представители нашего отеля и дайвинг-центра. Они, согласно традиции, приветливо махали руками, и, утирая слезы на лицах друг друга, умоляли к ним вернуться. Один только представитель бара, забыв о врожденном дружелюбии, плакал и умолял расплатиться за уничтоженное пиво.

Вероника Бирман
генеральный директор туроператора «Экзотик Тайм»
Сергей Дединский
директор клуба «Арт-Дайвинг»



Поиск по сайту